Л. А. Тарасова: «Кооперация области будет развиваться и дальше — другого пути у нас нет»

Накануне общего собрания мы подробно поговорили с председателем Совета Кировского облпотребсоюза Л. А. Тарасовой о результатах деятельности за 2023 год и дальнейших векторах развития системы потребительской кооперации.  Вот основные тезисы Ларисы Александровны из этого интервью.

О результатах года

«2023 год в целом был достаточно стабильный. По розничной торговле удалось сохранить динамику объёмных показателей. По заготовкам мы выполнили планы и объёмы. В целом предприятия закончили год эффективно. Улучшилось финансовое состояние большинства организаций. Увеличились собственные оборотные средства.  В финансовом плане год отработан системой неплохо, несмотря на сложные внешние факторы».

О реализации проектов

«В 2023 году у нас продолжалась реализация проектов, которые мы внедряем в жизнь уже не первый год. Проект «Ребрендинг»:  в 2023 году мы ещё приросли 7-ю магазинами. Выполнили проект по общественному питанию «Всё готово». По розничным магазинам доработали существующий проект «Отделы кулинарии», начали оснащать их кофемашинами. Продолжается автоматизация предприятий. На текущую дату автоматизировано 178 объектов торговли и 68 — общественного питания».

О розничной торговле

«В нашей системе сегодня – 558 действующих магазинов. Четвёртая их часть расположена в населённых пунктах с численностью населения до 150 человек, где 85 магазинов — в населённых пунктах с численностью до 100 человек. 

В 373 населённых пунктах потребительская кооперация — единственный продавец товаров первой необходимости.

  Сегодняшние реалии таковы, что,  к сожалению, численность населения в малых сёлах и деревнях по разным причинам стремительно убывает. Сёла пустеют. Поэтому на данный момент нам надо серьёзно задуматься над стратегией развития потребительских обществ.  Это:

—  развитие общественного питания в районных центрах,

— увеличение собственной продукции и узнаваемости  предприятий системы потребительской кооперации;

— продолжение работы по обновлению форматов магазинов с целью повышения имиджа предприятий потребительской кооперации;

— планирование маркетинговых мероприятий с расчётом их эффективности;

— дальнейшая автоматизация предприятий.

Магазины сегодня надо рассматривать как некий многофункциональный центр, куда может прийти сельский житель и оплатить квитанции по ЖКХ, снять наличку с банковской карты. Это и вариант взаимодействия с маркетплейсами – открытие пунктов выдачи заказов (ПВЗ)».

Об общественном питании

«В системе работает 125 предприятий общественного питания.

Общественное питание развивать надо более комплексно. Сегодня самый востребованный формат – это кулинария, около 40% продукции реализуется через магазины кулинарии. Это зарекомендовавший себя формат, доказавший свою востребованность в сельской местности. Я считаю, надо увеличивать количество кулинарий, особенно в районных центрах. Открывать,  и обязательно, отделы при магазинах, и это должен быть современный формат с кофемашинами, с удобными посадочными местами. Кулинария — это и вариант второй жизни  неэффективных магазинов.

Развитие быстрого питания – это тоже путь увеличения наших доходов. У нас его широко развивает пока только  Зуевское райпо. И опыт показывает, что это направление востребовано. Надо мотивировать покупателей потратить деньги именно у нас. И доставка в районах, как показывает опыт, востребована. Частник развивается в этом сегменте, мы — нет, хотя все возможности у нас для этого есть. Нам надо думать про современные виды услуг. Реагировать на изменение рынка нужно молниеносно. Сегодня покупатель хочет заходить туда, где современно комфортно…

Должно быть не только комфортное пространство внутри торгового объекта,   но и благоустроена территория вокруг объектов торговли, созданы зоны отдыха, где можно было бы отдохнуть, например, папе с ребёнком, пока мама ходит  за продуктами. Всё это формирует позитивный имидж предприятия».

О выпуске собственной продукции и новинках

«Производственными предприятиями в 2023 году выпущено:

более 7,6 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий;

441 тонна кондитерских изделий;

48 тонн рыбной продукции;

95 тонн колбасных изделий;

29 тонн макаронных изделий;

122 тонны полуфабрикатов;

54 тыс. дкл. безалкогольных напитков.

Темпов по выпуску собственной продукции мы стараемся не сбавлять. В 2023 году увеличили выпуск собственной продукции по общественному питанию. Но, надо признать, на прилавках магазинов нашей продукции представлено мало.

На сегодняшний день с федеральными сетями мы сотрудничаем не так широко, как хотелось бы, а вот увеличивать наше присутствие в виде собственных магазинов в областном центре – такая задача перед нами стоит в 2024 году. Мы планируем открыть 3-й магазин в Кирове в формате «КООПлавка», в планах  ещё открытие нескольких магазинов в спальных районах города».

«Постоянно работают наши кооперативные организации над обновлением ассортимента собственной продукции. В 2023 году было выпущено более 100 новинок. Среди них — пряники сувенирные печатные (Лальское ПО, Нолинское, Афанасьевское, Зуевское райпо); сухой концентрат-кисель фруктовый (Зуевское, Тужинское райпо); панировочные сухари, цветные макаронные изделия «Микс» (Тужинское райпо); хлеб «Наливной» (Пижанское, Афанасьевское, Юрьянское райпо); колбасы «Чайная», «Ветчинно-рубленная» (Зуевское райпо); безалкогольный напиток «КикнурКола», печенье «Талер подсолнечный» (Зуевское, Кикнурское райпо); щербет с подсолнечником (Яранское райпо); маффины «Цитрусовые» (Фаленский РПС) и другие».   

Об обновлении оборудования

«Наша задача — чтобы на полках магазинов было как можно больше качественной продукции собственного производства, за этим стоит и увеличение объёмов продаж. Сегодня для этого необходимо современное оборудование.

На производственных предприятиях Пижанского и Афанасьевского райпо приобретены и применяется ферментаторы для  производства заквасок, что позволяет  обеспечивать стабильность качества. В Кикнурском райпо запустили новую линию  по розливу безалкогольных напитков.  Проведена модернизация производственного оборудования  в цехах хлебопечения  в Нолинском, Зуевском, Тужинском, Афанасьевском, Мурашинском КООП, Унинском РПС.  Афанасьевское, Нолинское райпо приступили к технологическому  обновлению мясных цехов: приобретены термокамера, печь, иньектор, вакуумный упаковщик.

Поскольку  у нас сегодня кадровый голод, то фокус надо делать на развитии производства, улучшать условия труда. Производственные процессы надо механизировать. У нас же сейчас в основном — ручной труд, надо покупать полуавтоматы.

Больше по производству мы фокусируемся на замене какого-то оборудования, но на сегодняшний момент очень остро стоит вопрос и упаковки. В 2024 году в этом направлении поработаем более серьёзно».

О заготовительной деятельности 

«Эта отрасль — традиционная, это источник формирования дополнительных доходов населения. Наши покупатели, члены-пайщики воспринимают кооперацию, как организацию, которая исторически этим занималась. Кооперативными организациями области в 2023 году заготовлено 430 тонн мяса, 288 тонн картофеля, 448 тонн овощей, 231 тонна плодов и ягод культурных, 7 тонн дикорастущих плодов и ягод, 6 тонн лекарственно-технического сырья, 230 тонн макулатуры, 32 тонны вторсырья.

План по заготовкам мы выполнили, но сегодня заготовку нужно рассматривать в комплексе с переработкой. Рынку интересен  конечный готовый продукт».

О кадрах

«Перед нами стоит задача – сохранение коллективов, привлечение молодых кадров  в кооперацию. В наших организациях сотрудников до 35 лет в наших организациях  трудится всего 12%. Необходимо по-новому подходить к конкурентоспособности наших предприятий в части условий труда, заработной платы. Сегодня важно нащупать «якоря» удержания молодёжи, создания условий для её самореализации и развития. Люди предпочитают выбирать ту работу, где современно оснащено рабочее место, созданы комфортные социально-бытовые условия».

 

О задачах на 2024 год

«Кооперация области будет развиваться и дальше – другого пути у нас нет. Наши задачи?  Это:

— повышение конкурентоспособности наших кооперативных организаций;

— развитие производства и новых видов продукции;

— реализация  проектов,  связанных с ребрендингом наших предприятий;

— обновление форматов сельских и промышленных магазинов, внедрение  нового стандарта;

—  развитие объединённых закупок;

— расширение сети кулинарии, открытие отделов кулинарии при магазинах;

— продолжение автоматизации наших предприятий;

— внедрение терминалов самообслуживания; 

— выход на маркетплейсы;

— развитие собственной доставки;

— продвижение собственной продукции;

— благоустройства прилегающие территории, оборудовать зоны отдыха, зоны комфорта…».