В рамках акции «Чтобы Zапомнили», которая была организована в Кировском облпотребсоюзе в апреле 2024 года, коллеги из Афанасьевского райпо поделились историями судеб своих родных, которые были участниками Великой Отечественной войны. И практически все они сложили свои головы на полях сражений.
Анастасия Сергеевна Катаева рассказала о трёх братьях – дядях своей мамы — Гординых Петре Никитьевиче, Геннадии Никитьевиче и Арсении Никитьевиче. Они не вернулись с фронта, погибли в боях за свою Родину и умерли от ран в 1942 и 1943 годах. Память о них в виде фотографий и скупых сведений о воинских частях, в которых воевали, и местах захоронений бережно хранится в семье их потомков, которые каждый год встают в ряды Бессмертного полка с портретами своих родных.
Дочка Гудовских Николая Витальевича Варвара поделилась фотографией семейной реликвией – наградным листом своего прапрадеда Суворова Максима Ильича, и его портретом, а также написала сочинение о нём «Фронтовик из Танабаева» (читайте ниже).
Продолжение публикаций в рамках акции «Чтобы Zапомнили» читайте в ближайших публикациях.
Фронтовик из Танабаева
Я хочу рассказать о своем прадеде Суворове Максиме Ильиче. К сожалению, мне не удалось встретиться с ним, но я много знаю о нем и очень горжусь.
Максим Ильич Суворов родился 15 сентября 1918 года в деревне Танабаево. Семья была большая, жили небогато. Окончив 7 классов Большеройской школы поступил учиться в г. Нартас. Но из-за тяжелого материального положения пришлось бросить учебу. После этого он учился в Малмыже на тракториста. В 1939 году его призвали в армию. Службу проходил на Дальнем Востоке в городе Благовещенске. В 1941 году заканчивался срок службы, но тут началась Великая Отечественная война, и пришлось Максиму Ильичу продолжить службу на маньчжурской границе.
В 1942 году он попал на переформирование дивизии под Москвой. Здесь формировалась особая бригада тяжелой артиллерии. Это были 208-миллиметровые гаубицы. Эту бригаду потом направляли в такие места, где решались судьбы сражений. Отбор в эту дивизию был очень строгий. Проверяли все данные о родных. Этим занимались и НКВД.
После того, как бригаду сформировали, ее направили на Курскую дугу, где бригада приняла боевое крещение. Битва началась в ночь с 4 на 5 июля 1943 года. На линии 500 км сражались около 5 млн человек, свыше 13 тыс. танков, 69 тыс. орудий и минометов, до 12 тыс. самолетов. Ярость наступления сражалась с яростью обороны, обе стороны несли тяжелые потери. На участке Воронежского фронта немецкие войска подошли к небольшой деревне Прохоровка, где произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. Боевые порядки перемешались. Горели и взрывались машины, между которыми пытались лавировать и вести бой еще уцелевшие. Дым, гарь, копоть превратили день в ночь. Противник был измотан. С 12 июля изменился и характер битвы. Теперь наступали советские войска, а немецкие части перешли к обороне. Но сдержать наступление наших войск они уже были не в силах.
5 августа были освобождены города Орел и Белгород, 23 августа – Харьков. На этом завершилась Курская битва.
Максим Ильич вспоминал: «В одном месте в пределах обозрения я насчитал 60 разбитых наших танков, а немецких вдвое больше. Населенные пункты руки, деревни были сожжены дотла. Городок Жизда тоже был полностью сожжен и разрушен. Сохранилась только церковь».
Здесь М.И.Суворов получил свою первую награду-медаль «За боевые заслуги». В самый разгар боя, когда артиллерийским огнем противника была убита половина орудийного счета, он остался в строю. Тяжелораненый, он продолжил подавать снаряды. За это и был награжден.
После освобождения Брянска бригаду перебросили на Белорусский фронт. Продвигались только ночами, днем отсыпались в лесу и оврагах. Однажды бригада остановилась в большом овраге, окруженном ржаным полем. Уставшие бойцы крепко уснули, не спали только часовые. Максим Ильич так крепко уснул, что не слышал, как налетели немецкие самолеты, стали бомбить. Его разбудил товарищ, когда кругом все горело, и рвались бомбы. Вместе они выскочил из оврага и спрятались на ржаном поле. Когда после обстрела вернулись в овраг, то было страшное зрелище: кругом лежали убитые солдаты, стояли разбитые орудия и тягачи. Оставшиеся в живых солдаты подбирали раненых, хоронили убитых. С наступлением ночи бригада двинулась дальше.
В Белоруссии бригада принимала участие в знаменитой операции «Багратион». Местность Белоруссии с ее реками, болотами и лесами была удобна для оборонявшихся немцев, а также создавала большие проблемы для наступления наших войск. За 3 года немцы превратили города Белоруссии в сильные укрепленные зоны. Операция «Багратион» началась 23 июля 1944 года. Наша армия брала даже небольшие города с боем, продвигалась на запад медленно, так как немцы оказывали отчаянное сопротивление. Густые леса Белоруссии служили укрытием для немцев, приходилось оборудовать гати. За бои в городе Орша Суворов был награжден главной солдатской наградной медалью «За отвагу».
После освобождения Белоруссии бригада воевала на территории Польши, затем ее перенаправили на 1-й Прибалтийский фронт. При переходе с Белорусского на Прибалтийский фронты с Суворовым произошел такой случай. Тягач, на котором он ехал, напоролся на противотанковую мину. Боец только успел увидеть яркую вспышку и тут же потерял сознание. Когда очнулся, увидел стоящих около него командира батареи и товарищей. Суворов все также сидел за рулем тягача, а кругом валялось искореженное железо. От мощного взрывы некоторые детали были разорваны пополам. Суворов чудом остался жив, но был тяжело контужен.
Бригаде, в которой он служил, пришлось воевать в Литве, Латвии. Забои под городом Шяуляй он был награжден второй медалью «За отвагу», а за бои юго-восточнее Риги – второй медалью «За боевые заслуги».
Особенно тяжело бои шли в Латвии. Наши войска прижали немцев к самому берегу Балтийского моря. На земле не было видно свободного места: одни осколки снарядов, гильзы патронов да пули. Бригада участвовала в ликвидации курляндской группировки немцев, где были окружены 30 немецких дивизий и одна дивизия власовцев. Немцы, а особенно власовцы, дрались отчаянно. Живыми в плен не сдавались. Нашим войскам пришлось удерживать немцев в окружении до мая 1945 года.
Только в мае окруженные немцы сдались. За участие в ликвидации немецкой группировки в Прибалтике Суворову был вручен орден Отечественной войны 3 степени.
Там, в Прибалтике, и встретил орденоносец Максим Суворов День Победы. Но война для него тогда не закончилась. До 1946 года он принимал участие в освобождении Прибалтики от националистов. Только весной 1946 года вернулся он в родную деревню Танабаево, где его ждала семья. Соскучившись по крестьянскому труду, защитник Отечества сержант Суворов отдал все свои силы родному колхозу и совхозу «Вятский», где работал до пенсии, воспитывал своих детей и внуков, прививая им любовь к Родине, которую когда-то отстаивал в боях. Максим Ильич прожили с женой Анной Яковлевной счастливых 65 лет, воспитывали пятерых детей: троих сыновей и двоих дочерей. Дети, внуки и правнуки бережно хранят память о ратной службе своего отца, деда и прадеда.
Умер М.И.Суворов 8 мая 2002 года. С возрастом чаще беспокоили головные и сердечные боли – давала о себе знать контузия.