О сложной на сегодняшний день ситуации с торговлей на селе, которая возникла за последние годы, кооператоры говорили не раз, выступая на совещаниях разных уровней власти — от региональной до федеральной. Этим они озабочены неспроста. Порядка четверти магазинов Кировского облпотребсоюза находятся в населённых пунктах, где проживает менее 150 человек. В общей сложности такие торговые объекты обслуживают более 18 тысяч жителей региона. Но для магазина с учётом большого транспортного плеча и небольшого количества покупателей эта ситуация невыгодна, и предприниматель рано или поздно принимает решение о его закрытии. Кроме этого, большие затраты несёт и развозная торговля, которая охватывает 219 населённых пунктов с численностью более 8 тысяч человек.
Поэтому тема торговли на селе обсуждалась вновь — на совещании в региональном правительстве при первом зампреде региона Михаиле Сандалове.
Участие в заседании приняла председатель Совета Кировского облпотребсоюза Лариса Тарасова. Лариса Александровна привела чёткие аргументы яркой и активной социальной миссии потребительской кооперации в решении острых социально-экономических проблем, особенно в сельской местности — обеспечение жителей малочисленных деревень жизненно важными товарами по доступным ценам. Но в последние годы делать это становится всё сложнее и сложнее. Существующих мер поддержки со стороны региональной власти крайне недостаточно.
И чаяния кооператоров были услышаны. Чтобы «не допустить закрытия магазинов на селе, сохранить для людей приемлемые условия для проживания и доступность к продуктам и товарам первой необходимости, ну и, конечно, поддержать предпринимательскую деятельность, сохранить рабочие места, депутаты Законодательного собрания Кировской области разработали законопроект, схожий с которым уже действует в других регионах страны. В нём предлагается ввести ряд мер господдержки:
— возмещение части затрат на топливо при доставке товаров повседневного спроса в магазины, являющиеся единственными в сельских населенных пунктах, начиная с 11 километра от райцентра, а также на топливо при доставке товаров в населенные пункты, где нет стационарных магазинов (автолавка).
— субсидирование приобретения автолавок. Так, за последние три года организациями союза потребительских обществ было приобретено 11 автолавок, которые доставляют товары почти до 2 тысяч жителей региона в отдаленных населённых пунктах.
— предоставление налоговых льгот.
Впереди — обсуждение закона, который даст импульс для дальнейшего развития торговли на селе.