Усиление доминирования крупных игроков розничного рынка и диверсификация каналов приобретения с точки зрения покупателя. Эти два тезиса, звучавших на Неделе российского ритейла, говорят о сохранении долгосрочных трендов потребительского рынка. Выиграют те кооперативные организации, которые смогут адаптировать свою деятельность к ним, использовать для своего развития те возможности, которые они открывают.
Доминирование: подключиться, чтобы не противостоять
Сейчас у нас есть шанс присоединиться к проекту «КООП Около», который реализуют Центросоюз РФ и одна из крупнейших розничных компаний страны X5 Group. Помимо вложений в оборудование для магазинов этот проект открывает доступ к потенциально очень выгодному для кооперативной торговли каналу поставок.
Разумеется, один из крупнейших ритейлеров страны хочет получить своего рода гарантию роста товарных потоков. Залогом этого партнёры рассматривают участие в проекте кооперативных магазинов. Для Кировской области их должно быть 50. Тогда к потенциально более выгодным оптовым ценам смогут подключиться все кооперативные торговые точки. Сейчас специалисты потребительских обществ и облпотребсоюза детально изучают условия соглашения. Но с решением не следует затягивать. Это окно возможностей открыто не только для потребкооперации. В том или ином виде оно действует и для наших прямых конкурентов.
Омниканальность
81,5 процента покупателей сейчас активно переключаются между разными каналами приобретения товаров: различные форматы магазинов, различные интернет-платформы. Пять лет назад таких семей было менее 60 процентов. Четверо из пяти человек хотя бы раз в месяц покупают товары массового спроса через сеть. Аргумент о том, что это только молодёжь, уже не работает. Двое из пяти покупателей старшего возраста последние три года приобретают эти товары через интернет.
Некоторые организации, например Кумёнское райпо, имеют опыт организации пунктов получения заказов, через один из них уже сейчас проходит товаров на сумму около 1 млн рублей в месяц. Пришло время расширять присутствие кооператоров области в интернет-торговле через предложение собственной продукции. Уже есть возможность представить свои товары на рынке города Кирова посредством зарекомендовавшего себя онлайн-приложения.
Тренды и текущая конъюнктура
Освоение новых направлений и включение в эти долгосрочные тренды особенно актуально в современных экономических условиях. Официальная статистика по Кировской области свидетельствует, что в первом квартале фактически остановился рост реальных доходов населения (0,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, меньше только в трёх регионах России). Ещё в ноябре прошлого года в области завершился и кредитный бум, который поддерживал потребительский спрос. С начала года до 1 мая, по данным ЦБ РФ, жители Кировской области в своей массе погасили задолженность по потребительским займам перед банками на сумму почти на 3,5 млрд рублей.
Только 3 процента покупателей не обращают внимание на цены. Но, как ни странно, люди продолжают стремиться к потреблению товаров из более высоких ценовых сегментов. Это касается и товаров повседневного спроса. Из данных, прозвучавших в рамках Недели российского ритейла, следует, что покупатели направляют эти цели 40 процентов средств. Ещё 7 процентов они тратят в предприятиях общественного питания.
Есть ещё одно важное наблюдение. По оценкам экспертов, сейчас двое из пяти покупателей вынуждены бороться со стрессом. И здесь начинает работать ещё один тренд последних десятилетий — получать позитивные эмоции через шопинг и спонтанные покупки. Следовательно, в кооперативных магазинах нужно создать для них максимально благоприятные условия. Конкретный пример — кофе зоны. Шире — внедрение регулярного мерчендайзинга в нашу ежедневную практику. Но это отдельная большая тема.
В завершении нужно напомнить, что выживает не самый сильный, а наиболее приспособленный. Чтобы одержать победу в эволюционной борьбе, нужно не только понимать тренды, а действовать в соответствии с ними. Инструменты для этого у кооператоров Кировской области есть.